Туристический имидж Украины

12 февраля 2010 - Админ
В современных условиях рост туристического интереса к разных стран и народов, имидж страны относится к важнейшим факторам, влияющим на выбор иностранными туристами мест отдыха. Основным вопросами, которые беспокоят туристов в процессе определения страны путешествия, есть как те, что можно отнести к общему имиджу государства (уровень, экологическая ситуация, криминогенная обстановка, национальная и религиозная толерантность, политическая и экономическая стабильность), так и, что касающихся развития туристической индустрии (наличие туристических ресурсов и комфортность отдыха, соответствие уровня сервиса уровню цен, безопасность путешествия, сохранность багажа и т.д.). Общий имидж страны значительно влияет на формирование туристического имиджа. Хотя бывают случаи, когда именно туристический имидж становится для страны определяющим, поскольку страна становится известной миру через туризм. Так, например, имея множество проблем в политической, экономической, социальной сферах, Египет, Турция, Таиланд и другие страны смогли сформировать положительный туристический имидж в глазах иностранных туристов.

В большинстве случаев решение о поездке зависит не от того, что потенциальный турист владеет исчерпывающей информацией о стране, а от сложившихся стереотипов, информации в средствах массовой информации, отзывов других туристов. Иногда они могут не соответствовать действительности. В таких условиях плохая репутация или отсутствие таковой могут свести на нет усилия по развитию въездного туризма в стране. Таким образом, имидж и репутацию государства необходимо рассматривать как необходимые составляющие ее стратегического достояния.

Это как торговая марка, бренд, которому или доверяют, или нет. Недаром в последнее время в изучении проблем имиджа страны и практическом применении полученных результатов используются маркетинговые технологии, а само направление называется государственный брендинг или брендинг стран. Брендинг стран - это целенаправленный процесс создания и постоянного распространения с помощью иностранных средств массовой информации бренда страны. Бренд страны - это комплекс мыслей, чувств, ассоциаций и представлений, которые возникают у человека, когда он слышит или видит название определенной страны. На формировании бренда страны всего сказываются ее влиятельность в мире, социально-экономическое и политическое положение, уровень культуры, интеллектуальная собственность, спортивные достижения и т.п..

Более детальное знакомство с представлениями, которые имеют иностранцы об Украине, дает неутешительный результат. Как показало исследование международного имиджа Украины, проведенное на основе анализа публикаций и сообщений влиятельных иностранных СМИ специалистами Украинского центра экономических и политических исследований им. Разумкова [11], сегодняшние представления о ней довольно поверхностными, фрагментарными и преимущественно негативными.

Из стран дальнего зарубежья более-менее регулярно сообщение об Украине появляются в американских, канадских и западноевропейских изданиях. Представление жителей этих государств о нашей стране формируется на основе информации о коррупции, нелегальных мигрантов, Чернобыльскую проблему, сотрудничество с НАТО, миротворческой деятельности, о недостатках украинской демократии, голодомор 1932-33 гг сложные взаимоотношения с Россией, значительный нереализованный потенциал украинской науки, незащищенность прав интеллектуальной собственности, а также на основе необоснованных обвинений Украины в поставках оружия в "горячие точки". Иностранные бизнесмены небезосновательно считают Украину государством с нестабильным политическим и экономическим положением, неблагоприятным инвестиционным климатом, воспринимают нас как ненадежного партнера на основе периодически возникающих проблем с транзитом российского газа, приватизацией и реприватизацией предприятий, квотами на вывоз сельскохозяйственной продукции и таможенными сборами на ввоз товаров постоянно меняются. Преимущественно отрицательно положение Украины оценивается ведущими международными организациями и международными финансовыми институтами. Мнение же о репутации Украины как туристического государства практически сформирована.

До недавнего название "Украина" многим гражданам стран дальнего зарубежья было или вообще незнакомый, или идентифицировалась из-за названия "Россия", или ассоциировалась с Чернобылем, Андреем Шевченко и братьями Кличко. События политической и культурной жизни (имеется в виду оранжевая революция и "Евровидение" 2004, 2005), притязания украинского президента признать голодомор 1932-33 гг геноцидом, привлекли к Украине внимание, сделали ее более известной в мире. Однако, нестабильная экономическая и политическая ситуация продолжают вносить свой вклад в формирование преимущественно негативного имиджа Украины.

В глазах наших соседей Украина выглядит значительно привлекательнее, хотя и не обходят вниманием уровень коррупции в стране, проблемы нелегальных мигрантов, ненадежность Украины как делового партнера.

Проблематичным является формирование положительного имиджа Украины в глазах россиян. Российские публикации, посвященные Украине, отражают всю сложность Украина-российских отношений. В большинстве статей в российских СМИ Украина предстает как государство политически и экономически зависима от России, однако с большими амбициями.

Российскими СМИ формируется преимущественно неприглядный туристический имидж Украины. Связано это с информационными методами конкурентной борьбы за потребителя туристических услуг. Россиян, в основном имеют представления о туристическом потенциале Украины, в частности АР Крым, и охотно проводят свои отпуска у Черного моря, периодически запугивают забастовками крымских татар, неблагоприятной эпидемиологической и экологической ситуацией, экономическими и социальными проблемами, нетолерантностью местного населения к русским, напряженной криминогенной обстановкой и т.д.. В большинстве случаев информация является безосновательной и связанной с недобросовестной конкуренцией.

Итак, имидж Украины как туристического государства является скорее отрицательным. Он оценивается по реальным положением вещей, а не за ее богатым потенциалом. Неспособность государства должным образом распорядиться последним только ухудшает ее репутацию.

Положительный туристический имидж можно сформировать только путем улучшения общего имиджа государства. Для этого необходимо задействовать весь имиджевый потенциал нашей Украины, проводить продуманную государственную политику, ведь одним из важных источников информации для зарубежных СМИ выступают отечественные публикации, иногда по тем или иным причинам не соответствуют действительности. Имея целью собственные политические или экономические цели, бизнесмены, политики и журналисты выпускают в информационное пространство скандальные сведения, совершенно не думая, каким образом это может сказаться на имидже страны, в том числе, туристическом, в глазах зарубежной общественности. Так, недавний скандал вокруг детского оздоровительного центра "Артек" нанес сокрушительный удар по репутации этого заведения и повредил Украины в глазах туристов как из ближнего, так и дальнего зарубежья.

Важным в этом деле четко спланированная брендинговую кампания, неплохие условия для старта которой создает проведения в стране международных массовых спортивных и культурных мероприятий. Но прежде необходимо создать реальные основания для создания туристического бренда Украины путем укрепления рекреационно-ресурсного потенциала и материально-технической базы индустрии туризма, улучшение инфраструктуры общего пользования и создание высококачественного конкурентоспособного турпродукта.
Рейтинг: 0 Голосов: 0 1319 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!